Датчик уровня топлива (ДУТ). Сборка, схемы, производство

     Приветствую уважаемых читателей! Несколько лет подряд я писал на тему нашего сервиса мониторинга автотранспорта, об оборудовании, которое производим, приоткрывая внутренние аспекты производства и работы в целом. В этой статье я хочу рассказать о полном цикле производства такого очень важного элемента работы систем GPS мониторинга и контроля, как датчик уровня топлива (поисковики его знают как ДУТ). Будет теория, все чертежи и схемы для сборки данного продукта. Кому интересно — читаем далее.


0. Вступление


Забегая вперед скажу, будет три статьи, в этой я расскажу о самом простом варианте определения уровня дизельного топлива (только дизельного, использование на бензиновой технике абсолютно запрещено, так как взрывоопасно). В следующих статьях, если конечно будет читателю интересно, рассмотрим цифровой датчик уровня топлива, а в самом конце я планирую выложить схему и прошивку устройства для мониторинга, которое описывал в данной статье.


1. Немного теории


Самые популярные датчики измерения уровня топлива представляет собой электрический конденсатор, состоящий из двух трубок помещенных друг в друга, устанавливаются резервуар с топливом, уровень которого измеряется. Дизель свободно проникает в пространство между трубками, сигналом изменения уровня топлива в резервуаре является изменение электрической ёмкости датчика.

 При изменении уровня топлива в резервуаре изменяется относительная диэлектрическая проницаемость пространства между обкладками конденсатора, поскольку диэлектрическая проницаемость топлива и воздуха в общем случае различна. А так как емкость прямо пропорциональна диэлектрической проницаемости изолятора, то в результате изменяется и электрическая ёмкость датчика. Датчики в большинстве своем изготавливаются из алюминия или меди, потому что они меньше всего подвержены влиянию агрессивных сред. Из многих способов измерения значения емкости конденсатора и последующим преобразованием его емкости в пропорциональное изменение постоянного напряжения на выходе, был выбран широтно-импульсный способ, как достаточно простой и надежный, но при этом обеспечивающий необходимый уровень точности измерения. Сразу требуется оговорка, это самый простой в плане финансов и достаточно простой в плане сборки ДУТ метод определения уровня дизельного топлива. 


2. Описание работы электрической схемы датчика уровня топлива



Рис 2. Принципиальная схема датчика уровня топлива (ДУТ) (большая схема тут)


Для увеличения стабильности и точности показания все элементы схемы используются с минимальным температурным коэффициентом. Резисторы используются с 1% допуском, микросхемы выбраны с улучшенными параметрами в отличии от бытовых аналогов, например: SE555N вместо NE555N, а LM358D вместо LM258D.

На микросхеме U1 SE555N и элементах R1, R2 и C1 собран задающий генератор. Так как от него сильно зависит стабильность показания то в качестве конденсатора С1 используется прецизионный полистирольные конденсатор К71-7 1%, обычно их устанавливали в советские цветные телевизоры в задающие генераторы строчной развертки. Можно заменить чем-то современным, но доступность и цена этих конденсаторов делает их весьма привлекательными, да и родились они еще в далеком году, когда СССР весьма неплохо следил за качеством производимых элементов.

С выхода 3-й микросхемы U1 прямоугольные импульсы запускают одновибратор, собранный на микросхеме U2 SE555N. В качестве конденсатора одновибратора, используется датчик помещенный в топливо, поэтому его емкость будет зависеть от уровня топлива, а следовательно, ширина импульса на выходе 3 микросхемы U2, будет изменяться также от уровня топлива.

Для обеспечения линейной зависимости ширины импульса от уровня заполнения датчика топливом, на датчик топлива поступает зарядный ток от стабилизатора тока выполненного на микросхеме U3.2 и транзисторе Q1 BC856BT. Также путем изменения зарядного тока осуществляется настройка схемы на различные размеры датчиков. Настройка схемы осуществляется путем подбора резисторов R6 и R7, для получения 1.8-1.9 Вольт на выходе схемы, при «сухом» датчике.

С выхода 3 микросхемы U2 импульсы поступают на интегратор, собранный на элементах R8 и C6. 

Далее интегрированное напряжение сформировавшись на конденсаторе C6 поступает на фильтр низких частот, выполненного на R10 и С10.

Затем постоянное напряжение поступает на усилитель постоянного тока, выполненного на микросхеме U3.1. 

С выхода 1-й микросхемы U3.2 сигнал, через фильтр, выполненный на элементах R17, С12, С14 и С15 поступает на выход.

Резистор R16 используется для предотвращения самовозбуждения усилителя при работе на емкостную нагрузку.

Делитель выполнен на резисторах R9 и R11 обеспечивает необходимое постоянное смещение для работы усилителя постоянного тока в линейном режиме.

Стабилизатор напряжения для питания электронной схемы, размещён по классической схеме на микросхеме U4 LM317MDT.

В итоге, на выходе, мы получаем аналоговый сигнал пустой бак 1.8В полный 6.0В (тут есть зависимость от высоты ДУТ), который линейный и прямо пропорциональный уровню топлива в баке\цистерне\хранилище. Затем, применив фильтр Калмана, можно убирать скачки топлива, выводить обсчет среднего расхода и пр.


В реальности это будет выглядеть примерно вот так:




График уровня топлива + скорость.


3. Чертеж датчика уровня топлива, материалы




РИС 3. Чертеж датчика уровня топлива (ссылка на большой чертеж)


Уже упоминалось, что используется в основном алюминий, как видно из чертежа, наружная трубка впаивается любым удобным способом в «голову» ДУТ. При производстве своих датчиков мы используем сварку, т.к. имеем к ней доступ, пусть не самый эстетически красивый вариант, но, надежен и проверен временем. Внутри используется алюминиевый стержень, для фиксации которого нарезается резьба в верней части. Втулки используются из специального фторопласта, который максимально толерантен к дизельному топливу.


4. Итог


На данном решении построены подавляющее большинство датчиков уровня топлива представленных на GPS рынке СНГ и мира. Каждый производитель вносит свои изменения для увеличения точности измерения уровня топлива, такие как акселерометр, температурные датчики, цифровая обработка сигнала и прочее. Представленная мною схема самая простая, готовая к работе, как говорится, в полях без каких либо сложностей. Уважаемый читатель с прямыми руками вполне может сделать любые доработки, которые можно использовать как для своих целей, так и для коммерческих нужд.


PS. Немного эротики про то как подобное добро устанавливается на технику можно посмотреть тут.

GPS мониторинг транспорта позволяет в значительной мере уменьшить транспортные расходы фирмы, а также осуществлять непрерывный контроль над средством передвижения, точно и оперативно реагировать на всевозможные внештатные ситуации, возникающие по пути следования и сводить к минимуму различные негативные последствия, связанные с ними. Бесплатный GPS мониторинг осуществляется при использовании современных приборов, изготовленных на высоком техническом уровне. Установленное на транспорте бортовое оборудование с четко заданной периодичностью определяет местонахождение транспортного средства при помощи спутника в режиме on-line. Данные передаются на диспетчерские пульт по различным каналам связи. В настоящее время GPS-мониторинг бесплатно предоставляется для многих организаций, которые занимаются перевозками на большие расстояния.

Информация, поступающая к диспетчеру, содержит: координаты транспортного средства; уровень топлива; время, на протяжении которого автомобиль находился в движении или в состоянии простоя; данные о состоянии некоторых узлов или приборов наблюдаемого объекта. Обмен информацией идет в режиме реального времени, поэтому под услугой "GPS мониторинг транспортных средств" подразумевается постоянное слежение с использованием современных систем. В последнее время появилась возможность оперативного вмешательства диспетчера при возникновении различных внештатных ситуаций. Кроме того, используя GPS GSM мониторинг появляется возможность установки голосовой связи с водителем и заглушения двигателя автомобиля.

Внедрение новейших методов позволяет выполнять GPS мониторинг автомобилей при использовании минимума средств и более эффективно планировать транспортные перевозки. Установка GPS мониторинга не является залогом недоверия к водителю, но в большинстве случаев позволяет снизить некоторые эксплуатационные расходы на авто. GPS слежение за автомобилем позволяет обслуживать большое число клиентов в малые промежутки времени. GPS слежение за автотранспортом дает возможность исключать неоправданные затраты на топливо, а также от злоупотреблений и хищений имущества. Подключение GPS состоит из нескольких этапов: покупка трекера, выбор тарифного плана и настройки оборудования.

GPS мониторинг третьих лиц на данном сайте осуществляется с разрешения и уведомления. GPS слежение является гласным и не противоречит закону той страны, на территории которой он осуществляется. Администрация сайта не одобряет и не предлагает использование любых технических средств для скрытого мониторинга. Администрация сайта предупреждает своих пользователей об уголовной ответственности за использование технических средств без уведомления лица, за которым осуществляется наблюдение. Сервис gps-tracker.com.ua не несет ответственность за использование службы в противозаконных целях и возлагает ответственность только на конечного пользователя.